ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ИГНАТОВОЙ МАРИИ ПЕТРОВНЫ. ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКУДО «ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» г. САРАТОВ

Авторская методическая разработка открытого занятия «Фотоискусство. Знакомство с понятием «композиция»

 Автор: Игнатова Мария Петровна. Педагог дополнительного образования МКУДО "Центр технического творчеств детей и молодежи" г. Саратов

Цель занятия:

Знакомство с основополагающим для фотоискусства понятием «Композиция», его сопряженностью с другими базовыми понятиями для всех видов визуальных искусств, такими как: порядок и хаос, гармония, красота.

Задачи занятия:

- логически вывести определения понятий порядок, хаос, красота, излагая новый материал в форме беседы, задавая наводящие вопросы обучающимся;

- помочь понять композиционные взаимосвязи частей и целого внутри пространства, объединенного общей идеей и целью;

- стимулирование  интереса к художественной фотографии;

- развитие потребности в творчестве и более внимательном познании и осмыслении окружающего мира;

- развитие навыков самостоятельной фотографической работы;

- развитие чувственно-эмоционального отношения к процессу фотосъёмки и критического осмысления ее результатов.

Оборудование:

- медиа-проектор,

- компьютер,

- экран,

- любые устройства с функцией фотографирования.

 Содержание занятия:

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас и рада сообщить вам, что сегодня нас ожидает знакомство и погружение в материал совершенно замечательной темы! Она посвящена художественной, а значит творческой фотографии, фотографии способной выразить, подчеркнуть, рассказать, заворожить и увлечь Зрителя в Мир Автора, Творца, создателя потрясающего произведения фотографического искусства!

СЛАЙД 2 Нашу жизнь сложно представить без такого достижения науки и техники как фотография. Всего за 181 год она прошла сложный путь от технического средства фиксации предметов реального мира, до звания нового вида изобразительного искусства.

Фотографии повсюду. Мы освоили непростую фотографическую технику, а появившиеся современные гаджеты упростили процесс создания фотоснимков до такой степени, что мы даже не задумываемся ни о природе фотографии, ни о том, как же человеку удалось приручить свет.

Однако, если все так просто, то почему же те миллионы фотографий, которые мы делаем ежедневно совсем не назвать произведением фотографического искусства?! В чем дело? Где спрятана кнопка «шедевр»?

Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с понятием, которое напрямую связано с искусством и красотой.

СЛАЙД 3 «Понятие, которое объединяет искусство и красоту названо словом compositio – слово не русское, а латинское, которое означает - составление, сочинение, связывание.

А теперь давайте подумаем и попытаемся ответить на вопрос: «Как эти слова связаны с красотой и искусством?» Эти знакомые нам слова разного происхождения, и если бы мы занимались более серьезным изучением происхождения слов и их смыслом, то, наверное, быстрее смогли бы ответить на этот вопрос. У нас не так много времени, а потому я дам вам подсказку, и назову еще одно слово, с которым люди связывают понятие красоты. И это слово – «порядок». Порядок дома, порядок в саду, порядок в делах – это когда все на своем месте, все организовано, обработано или ухожено кем-то, в чем прослеживается взаимосвязь и структура. И именно это кажется человеку красивым! И все названные выше определения фактически описывают понятие «композиция», т.е. compositio.

Вот как оно звучит: «Композиция в искусстве представляет собой художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой».

Сложно? Давайте упростим! Композиция – это организация пространства, где обязательно существует связь элементов друг с другом, подчинение второстепенных объектов главному. Порядок прослеживается, не так ли?

Еще древние греки дали порядку, царящему во всем окружающем мире такое название – «космос», а противоположности порядка - … правильно, «хаос».

СЛАЙД 4 А теперь давайте представим себя Богом, т.е. Создателем всего Мира! Представим или попытаемся представить себе Пустоту, полное отсутствие всего сущего. И вот… появляется пыль, которая захвачена в невидимый пока вихрь. Часть ее слепляется и образует некие формы, шлифуется о ту же пыль и вот перед нами… звезды, большие и малые, горячие и холодные, образующие некий порядок – системы.

СЛАЙД 5 Возможно, не зря у нас сохранилось за этой системой и этим пространством название Космоса.

 СЛАЙД 6-7

Подражая Высшему Творцу и окружающему миропорядку, а так же красоте этого мира, Человек творил и создавал свою природу, т.е. культуру: строил города, выдумывал новые устройства, придумывал ремесла, создавал искусно сделанные, непохожие на другие, красивые вещи.

Мы, подражая Творцу, можем сегодня попытаться обустроить свое пространство, пока совсем небольшое, пространство, которое поместиться на белом листе бумаги, а может быть ограниченное рамками фотоснимка. 

СЛАЙД 8

Взгляните, как пространство холста наполнил яркими красками, а не космической пылью, самый узнаваемый нидерландский художник Винсент Ван Гог (картина «Ночь»).  

СЛАЙД 9  

Итак, что вам будет нужно сделать? Я предлагаю каждому из вас вытянуть из непрозрачного мешочка любой из попавшихся под руку конверт содержимое которого вы должны будете высыпать в хаотичном порядке на ваш лист бумаги. После этого вы должным будете расположить выпавшие на вашу долю предметы на листе бумаги таким образом, чтобы затем можно было бы проследить некую зависимость между ними: идейно-смысловую, художественно-образную. В завершении работы, я предлагаю вам сделать фото вашей «вселенной», точнее вашего произведения камерой телефона. Оно нам понадобится позднее.

Если вы помните мифы древних народов, то почти все из них, рассказывающие о сотворении Мира, повествуют о том, что Космос, т.е. мироздание было создано, родилось из Хаоса. Вспомните, как беспорядочно лежат опавшие осенние листья в парке. Можно ли проследить какую-то взаимосвязь между ними, пока ты идешь по ним и не видишь общей картины? А можно ли проследить систему горных цепей и ущелий, стоя в одном из таких ущелий? СЛАЙД 10

Конечно нет! Для того, чтобы увидеть и понять, вероятно, нам бы пришлось подняться выше в горы, а может даже взлететь над ними и из окна самолета взглянуть вниз. Еще интереснее может оказаться фотокартина той же местности, сделанная спутником с орбиты нашей планеты!

СЛАЙД 11-13

В конце задания я просматриваю работы и задаю вопросы. Например. Определили ли Вы в своей композиции подчиненность одних объектов какому-то одному или в вашей композиции несколько объектов образуют заглавное скопление на листе бумаги? Как Вы считаете, зритель сможет определить, какой из объектов на листе главный, а какие зависимые? Есть ли в вашей композиции какой-то смысл, может быть даже сюжет или она носит чисто художественно-эстетический характер?

СЛАЙД 14-15

Подведем итог нашего занятия. Мы познакомились с понятием «композиция», выявили глубокую связь ее с такими понятиями как «порядок» (космос) и «беспорядок» (хаос). Выяснили, что человек всегда связывал красоту с неким порядком, который прослеживается в мироустройстве и который пытались воссоздать в своих творениях.

На следующем уроке мы продолжим углублять свои знания по этой теме и познакомимся со следующими основополагающими понятиями: композиционный центр, правило третей, гармония.

 

Список литературы

 

1.  Дыко Л. «Основы композиции в фотографии». М., 1988.

2.Морозов С. - «Творческая фотография» - М.; Планета, 1985.

3.Фриман М. «Взгляд фотографа. Как научиться разбираться в фотоискусстве, понимать и ценить хорошие фотографии». Добрая книга, 2012.

4.Фрост Ли - «Творческая фотография. Идеи, сюжеты, техники съемки» - Арт- Родник, 2005.

5.https://photo-monster.ru

6.https://photocasa.ru/photo-journal/

20 марта 2022 в 12:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.