ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ИГНАТОВОЙ МАРИИ ПЕТРОВНЫ. ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКУДО «ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» г. САРАТОВ

Веб-квест как интерактивная образовательная среда, способствующая совершенствованию и развитию методов, приемов, средств обучения и воспитания в дополнительном образовании

Современное поколение обучающихся привычнее воспринимает аудиовизуальную информацию, а не печатной – развивающиеся быстрым темпом коммуникационные технологии и технические средства для их осуществления постепенно превращают «читателей» в «зрителей». Знания того, как функционируют медиа, как мы можем использовать их с максимальной пользой в образовательных целях, становятся необходимым компонентом компетентности современного педагога.

Неизбежность интеграции интернета в учебный процесс предвидели американские педагоги еще в конце 90-х годов двадцатого столетия. И одним из результатов работы в этом направлении явилась новая форма деятельности педагога и обучающихся под названием веб-квест.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы находится на веб-сайтах. Возможно использование в работе готовых веб-квестов, размещённых другими педагогами в интернете или составление и размещение собственных. Второй вариант предпочтительнее – только так можно учесть потребности и уровень своих обучающихся – но он и требует много времени для подготовки и умений педагога.
Определены следующие типы заданий для веб-квеста: планирование и проектирование, самопознание, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение, научные исследования.
Веб-квест - это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в интернете:
- Наличие проблемы, которую нужно решить.

- Поиск информации по проблеме осуществляется в интернете группой обучающихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.

- Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.

Результатом работы с веб-квестом, как правило, является публикация работ в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в интернете). Материалы могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, мультфильма, видеоролика или любой другой необходимой формы.
Каждый сайт веб-квеста имеет структуру с ключевыми элементами, которые предполагают рациональное планирование времени обучающихся, направленного не только на поиск информации, но и на её использование:
- Введение - краткое описание темы веб-квеста.

- Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.

- Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей участников и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.).

- Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста.

Критерии оценки (понимание и выполнение задания, результат работы, творческий подход) зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

- Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться обучающиеся, выполнив данный веб-квест.

- Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использованные для создания веб-квеста.

- Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест

Использование веб-квеста в работе с одарёнными детьми позволяет развивать ключевые компетентности обучающихся: социальные, поликультурные, коммуникативные, информационные, саморазвития и самообразования, продуктивной творческой деятельности.
На занятиях по реализуемой мной программе «Основы цифровой фотографии», использование веб-квестов помогает обучающимся самостоятельно приобретать новые знания и практиковаться в использовании уже имеющихся в интересной для них форме, даёт возможность прохождения веб-квестов, составленных педагогам или обучающимися.

При подготовке одарённых детей к участию в конкурсах, олимпиадах и научно-практическим конференциям использование технологии веб-квеста способствует развитию самостоятельности и формированию индивидуальной образовательной траектории обучающихся.
Можно выделить ряд преимуществ использования веб-квестов в образовательной деятельности. Данная технология является одним из способов включения безопасного интернета в учебный процесс. Веб-квест помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность. При этом достигаются две основные цели обучения: коммуникация и обмен информацией. Весь процесс обучения становится ориентированным на обучающихся.
Веб-квест развивает критическое мышление - обучающиеся не просто собирают информацию, а трансформируют её, чтобы выполнить задание и добиться решения поставленной проблемы.
Веб-квест позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации и организовать работу над любой темой в форме целенаправленного исследования.
Веб-квест позволяет развить у обучающихся метапредметные умения:

 - осуществлять поиск информации;

- определять тему или проблему;

- отделять основную информацию от второстепенной;

- фиксировать необходимую информацию из прочитанного, прослушанного или увиденного;

- подробно или кратко излагать содержание прочитанного, прослушанного, увиденного;

- обобщать содержащуюся в тексте информацию; выделять факты и примеры в соответствии с поставленными вопросом или проблемой;

- анализировать события и делать выводы;

- участвовать в беседе (обсуждении), высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Литература:

1. Dodge, Bernie. Some Thoughts About WebQuests. [электронный ресурс] - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

2. March, Tom. The Learning Power of WebQuests. [электронный ресурс] - http://tommarch.com/writings/ascdwebquests/

3. Бовтенко, М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко - Новосибирск. 2005. – 112 с.

4. Веб-квесты [электронный ресурс] - http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#1

20 марта 2022 в 11:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.